Приучаем ребенка к обязанностям
Приучаем ребенка к семейным обязанностям
Многие родители знакомы с ситуацией, когда их 14-летние чада не принимают участия в семейных делах. Так, например, даже простая просьба вынести мусор может привести к ссоре с ребенком. Почему так происходит? Где искать корни этой проблемы?
Плохая новость: в таком положении вещей виноваты сами родители и исправить ситуацию в подростковом возрасте уже сложно. Любая подобная просьба расценивается молодым человеком как наказание со стороны членов семьи. Его позиция проста: «Жил себе беззаботно и вот теперь предки меня заставляют что-то делать. В чем я провинился?».
Психологи небезосновательно считают, что такой поведенческих фактор закладывается в детях в возрасте 5-7 лет из-за избыточного внимания со стороны родителей. Про таких мам и пап говорят, что «они пылинки с ребенка сдувают». Излишне нервозные взрослые полностью изолирую ребенка от окружающего мира своей тотальной опекой, не давая ему пошевелить даже пальцем. И получается, что к школьному возрасту малыш умеет обслуживать только себя, а игрушки за него убирают старшие. Даже в начальных классах уроки за школьника делают тоже родители или еще хуже — любвеобильные бабушки.
Хорошая новость: приучите вашего ребенка к обязанностям в семье. Пусть вы боитесь отправлять малыша вынести мусорное ведро — не беда. Но заставить убирать за собой или мыть посуду — в ваших силах. Вот простой способ добиться хорошего результата:
- Заведите для ребенка календарь, на котором он может отмечать свои действия. Это может быть квартальный или перекидной календарь.
- Поставьте будильник на каждый день, со срабатыванием, например в 21:00.
- Скажите ребенку, что как только он услышит звонок, он должен собрать все игрушки и пойти чистить зубы.
- Как только ребенок все уберет, он должен поставить в календарь оценку проделанной им работы: «+» — хорошо, «-» — плохо и «+/-» — так себе. Важное условие: малыш должен оценить себя сам (таким образом развивается ответственность). Ваша помощь может заключаться в указании текущей даты, если он еще не умеет этого делать самостоятельно.
- В конце месяца вы вместе с ребенком проверяете календарь на наличие ежедневных оценок. Вне зависимости от качества оценок ваша задача — похвалить малыша, чтобы у него не пропадало желание следовать договоренностям. Наказание же должно наступать в том случае, если ребенок игнорирует будильник и продолжает заниматься своими делами. Мера должна быть суровой: например, запрет на пользование игрушек в течение недели, месяца и т.д. Чем она жёстче, тем лучше. Но начать можно с малого. Главное, чтобы была неотвратимость, т.е. родителям нужно идти до конца.
Спустя какое-то время вы можете заметить, что качество оценок, которые выставляет себе малыш, улучшилось, а пропусков и напоминаний больше нет. Это означает, что можно перейти к другим обязанностям. Методология не меняется и хорошо масштабируется на другие задачи.
А что же делать, если ваш ребенок уже подросток? Вовлекайте его в семейные задачи. Например, вместе ходите по магазинам или готовьте ужин. Ваша основная цель — не оставлять его без внимания. Покажите ему, что нуждаетесь в помощи. И главное, не прибегайте к негативным эмоциям и обвинениям. Ребенок просто закроется и вывести на диалог будет уже сложнее.
Помните, все у вас будет хорошо!